Назад

Председателю Совета по делам религий при совете министров СССР

ОТЧЕТ

О религиозной обстановке в Томской области и состоянии контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах в 1974 году.

<...>

Наиболее активными остаются объединения православных верующих..., которые ведут активную религиозную пропаганду и мис-сионерскую работу среди местного населения, используя законные и незаконные формы деятельности.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

в нашей области представлена четырьмя приходами, в которых работают 15 служителей культа: 10 священников и 5 дьяконов.

Тенденция Московской патриархии к омоложению своих кадров находит свое отражение в возрастном составе священнослужителей томского благочиния, где 60 процентов служителей культа находятся в возрасте до 40 лет и нет ни одного старше 60 лет.

Тенденция к повышению общеобразовательного уровня служителей культа наталкивается на трудности в рекрутировании необходимых кадров, так как мало желающих работать в церкви из числа лиц, имеющих среднее и высшее образование. Поэтому одна треть служителей культа в церквах нашей области имеет начальное и незаконченное среднее образование, 3 священника имеют средне-техническое и один высшее педагогическое — бывший преподаватель математики.

Богословскую подготовку имеют 6 служителей культа из 15-ти. Один из них закончил Московскую духовную академию и аспирантуру при ней, имеет степень кандидата богословия. Две трети церковно- и священнослужителей не имеют богословского образования, а подготовились к работе в церкви методом индивидуального ученичества, поработав некоторое время церковным сторожем или кочегаром.

Велика в церквах текучесть кадров. В течение 1974 года в нашей области сменилась треть священников и более половины дьяконов. Председатели исполнительных органов общин за исключением одного, остались на своих местах. 50 процентов председателей исполорганов общин — женщины. Мужчины, избранные церковной «двадцаткой» на должность председателей, исполняют их по совместительству. Один из них, Жаворонков Артем Никифорович, работает шофером в 3 АТП, другой - Миронов П. К., — капитаном катера Моряковской РЭБ. Все они люди лояльные, по отношению к духовенству держат себя независимо. Лишь одна женщина — Сошникова В. А. подпала под влияние настоятеля Петропавловского собора, благочинного томских церквей Пивоварова А. И. и является послушным орудием в его руках. В настоящее время решается вопрос о замене ее другим человеком.

Православное духовенство Томской области в 1974 году по инициативе и под влиянием благочинного Пивоварова А. И. активизировало свою деятельность по распространению религиозного влияния на население области. В начале года, а именно во время «Великого поста», Пивоваров А. И. объявил с амвона, что верующие могут пригласить к себе домой священника в любой район, в любое село области. Это сообщение распространилось среди верующих и они стали присылать заявки на приезд священника со всех концов области.

Право на исповедь на дому и соборование тяжелобольных и уми-рающих верующих было использовано Пивоваровым А. И. и его подчиненными в их собственной интерпретации для совершения коллективных обрядов над практически здоровыми людьми на квартирах верующих. Священники по заданию Пивоварова А. И. побывали в различных районах, а он сам выезжал в 4: Томский, Шегарский, Бакчарский и Кожевниковский. Предварительно туда выезжали эмиссары благочинного, рекламировали приезд его, готовили помещение, а вслед за ними приезжал священник и совершал коллективные обряды.

Вместе со священником обычно выезжали два человека, которые торговали на мете предметами культа и помогали при совершении обряда.

Каждый выезд священника в район, где несколько десятков лет его не было, явился сенсационным событием в том селе, куда он приезжал, подогревал религиозные чувства верующих, вызывал нездоровый интерес у неверующих и индифферентных людей, служил целям пропаганды религии. Нами приняты меры по прекращению подобных вояжей служителей культа.

По инициативе благочинного протоиерея Пивоварова А. И. возбуждено ходатайство о регистрации общины и открытии церкви в городе Асино, где ее не существовало от зарождения села Ксеньевки, как оно называлось до переименования в Асино. Пивоваров направил туда своих подстрекателей и организаторов сбора подписей под заявлением о регистрации, сочиненным им самим. В течение года неоднократно активисты-верующие из Асино приезжали в Томск к благочинному за советом и помощью.

С нашей стороны совместно с Асиновским райкомом партии и горисполкомом предприняты меры по снижению активности верующих и снятию вопроса о регистрации общины с повестки дня. В результате проделанной работы часть организаторов и подстрекателей выбыла из Асино, с другими проведена разъяснительная работа, а для удовлетворения религиозных потребностей верующих разрешено священникам Троицкой церкви г. Томска периодически, примерно 4 раза в год, выезжать в Асино.

У нас сложилось мнение, что Пивоваров А. И. систематически ищет пути обхода и игнорирования законодательства о религиозных культах: вмешивается в функции церковного совета, привлекает к участию в богослужении незарегистрированных служителей культа, организует выезды священников в районы области, где нет церквей, для совершения коллективных обрядов над верующими, допускает крещение детей без согласия одного из родителей и, т. д. В ряде случаев деятельность Пивоварова А. И. носит провокационный характер и направлена на создание ситуаций, обостряющих отношения верующих с местными органами власти. В настоящее время возникла проблема замены благочинного другим человеком, уважающим законы и исполняющим их по долгу и по совести. Эта проблема в данный момент находится в стадии решения.

ХОЗЯЙСТВЕННО-ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

православных общин отражает тенденции, присущие каждой из них и их особенности. Главная тенденция — создание благолепия храмов и их территорий, повышение эмоционально-психологического воздействия на верующих в процессе богослужения — находит свое выражение в росте расходов на украшение культовых зданий, на облачение духовенства, на благоустройство территории. Эти расходы окупаются привлечением в храм новых верующих и любопытных людей, которые пополняют церковную кассу. Если в 1964 году доход 4 православных церквей нашей области составлял 199 тысяч рублей, то в 1974 году (через 10 лет) составил 347 тысяч рублей, т. е. вырос на 74 процента. Прирост дохода церквей в 1974 году к уровню 1973 года составил 16 тысяч рублей или 4, 8 процента. И это в то время, когда одна из церквей — а другая сельская церковь — в пос. Тогур Колпашевского района — осталась по доходам на уровне 1973 года (62 тыс. руб).

Кадры служителей культа в пос. Тогур в 1974 году были стабильны, активизации деятельности атеистов в Колпашевском районе не наблюдалось, т. е. не было причин для снижения численности верующих в сельской местности и концентрацией их в городах. Атеистическое мнение в условиях нашей области более действенно в сельской местности, где каждый человек на виду, и менее действенно в городских условиях, где люди более разобщены.

Расход средств православных общин увеличился пропорционально приросту дохода. Расход возрос по 3 статьям: к уровню 1973 года увеличились на 8,2 процента расходы на содержание служителей культа, на 8,8 % — на содержание хоров, на 8,3 процента — отчисления в Фонд мира. Отчисления духовному центру остались на прежнем уровне, а расход средств на содержание и ремонт культовых зданий сократился на 26 процентов. Этот факт объясняется тем, что в предыдущие годы проведены большие ремонтно-строительные работы со значительными затратами средств, а в 1974 объем их сократился и затраты тоже.

Возрастание расходов на содержание хоров свидетельствует о стремлении церковников укреплять их за счет численности и качества певцов, чтобы усилить свое религиозно-эстетическое влияние на прихожан и привлечь в церковь новых верующих.

Отчисления в Фонд мира хотя и возрастают из года в год, однако нельзя признать удовлетворительным процент прироста. Несмотря на проводимую работу, церковные советы и «двадцатки» очень неохотно идут на увеличение отчислений в Фонд мира. Определенная работа в этом отношении проводилась и с духовенством, чтобы оно также оказывало влияние на усиление миротворческой деятельности общин. С благочинным протоиереем Пивоваровым А. И. состоялось несколько бесед на эту тему, и не только со стороны уполномоченного Совета, но и со стороны председателя областного комитета защиты мира, члена-корреспондента академии медицинских наук тов. Торопцева И. П. Однако отношение благочинного к Фонду мира не изменилось, исполнительный орган

Петропавловского собора, где Пивоваров А. И. является настоятелем, в процентном отношении к уровню дохода отчисляет в Фонд мира меньше других церквей нашей области.

Верующие, образовавшие 20-ку и исполнительные органы, проявляют большую заботу о пополнении церковной кассы, о накоплении средств, об экономном их расходовании, о благоустройстве культовых зданий и их территорий. На ежегодных собраниях «двадцатки», где заслушивается отчет о хозяйственной деятельности исполнительного органа общины, верующие особенно внимательно слушают сообщение об исполнении приходно-расходной сметы, оставаясь пассивными при рассмотрении других, например кадровых, вопросов.

<...>

Источник: «Отец Александр: воспоминания о митрофорном протоиерее Александре Ивановиче Пивоварове» / Гл. ред. — Карышев К.Л. — Новокузнецк: Сретение, 2008. — 248 с.

Назад