Протоиерей Александр Пивоваров был не только блестящим проповедником, но и замечательным организатором. Где бы ни приходилось ему служить, он всегда старался в первую очередь организовывать занятия с прихожанами. Форма этих занятий могла быть самая разная, но главное, что люди шли к отцу Александру с искренней жаждой духовных знаний, и его трудами и молитвами преображались и воцерковлялись очень многие. Несколько воскресных школ, православная гимназия, две духовных семинарии — жизнь в них кипит и по сей день. Самый яркий пример организаторской деятельности отца Александра — это так называемая «Томская кочегарка».

Фактически, во времена воинствующего атеизма отцу Александру Пивоварову удалось открыть первую в Сибири «семинарию». С июня 1965 года он служил штатным священником Петропавловской церкви города Томска. В Томске в это время было всего два храма, а в области — три. Новую церковь в те годы открыть практически никому не удавалось — Совет по делам религии в Москве не регистрировал. Конечно же, в таких условиях и речи не могло быть об официальном открытии духовного учебного заведения.

Отец Александр нашел выход из этого положения, устроив при Петропавловском соборе нелегальные богословские курсы для кандидатов в священный сан. Молодые люди, устроенные на работу в храме кочегарами, сторожами, дворниками, проходили здесь духовную подготовку. По своим профессиям они приравнивались к рабочему классу, и поэтому за ними не так пристально наблюдали соответствующие органы. В свободное от работы время эти люди под руководством священников изучали богослужебный Устав, церковное пение, богословие, проходили в храме алтарно-клиросную практику. Потом они ехали в кафедральный город Новосибирск к правящему архиерею и по искреннему желанию принимали духовный сан.

«Томская кочегарка» за десять лет воспитала для Церкви около сорока кандидатов в священники. Многие из них разъехались потом по всей России, а ныне уже протоиереи Николай Бурдин и Петр Гутович служат в Кемеровской епархии и по сей день. Несколько раз власти пытались закрыть «подпольную семинарию», но не находили статьи, по которой можно было бы осудить молодых людей, законных представителей рабочего класса.

В этом предприятии отец Александр проявил свои замечательные качества: находчивость, бесконечное терпение, острый ум и способность не раздумывая идти на риск, если этого требовало дело просвещения, которому он посвятил всю свою жизнь. Именно таким его запомнили бывшие подпольные студенты «Томской кочегарки».

Статьи по теме: